В Е Л О С И П Е Д И С Т Ы   В С Е Х   В Р Е М Е Н,   О Б Ъ Е Д И Н Я Й Т Е С Ь   ! ! !

История: История московской фабрики велосипедов "Дукс" Ю.А. Меллера | История фабрики велосипедов "Россия" А. Лейтнера в Риге | Российская велосипедная пресса | Краткая иллюстрированная история велосипеда | Клубы | Наблюдения на полном ходу | Из жизни замечательных велосипедов

ВЕЛОСИПЕДНЫЕ КЛУБЫ И ОБЩЕСТВА РОССИИ

С распространением велосипеда в России, увеличивалось количество адептов нового способа передвижения. Поскольку основная часть общества настороженно относилась к велосипедистам, (особенно это касалось сельского населения, которое по необразованности своей частенько принимало самокатчиков за чертей или волшебников) им ничего не оставалось делать, как объединяться. Вполне понятно, что наибольшее количество их было в обеих столицах, в крупных губернских городах и промышленных центрах. Поскольку в те годы велосипед стоил около 300-400 рублей, доступен он был лишь аристократии, промышленникам и купцам. Да и безопасным транспортным средством "бицикл" стал не скоро, пока что оставаясь опасным спортивным снарядом, езда на котором была весьма рискованной. Несмотря на это, в 1880 году в С-Петербурге было зарегистрировано около пятидесяти велосипедистов.

Первое в России велосипедное общество было организовано в Царском Селе - гнезде высшей столичной аристократии. Устав "Царско-Сельского Кружка Велосипедистов" был утвержден 4 марта 1883 года. В Санкт-Петербурге еще в конце 70-х годов образовалась группа любителей велосипеда, разработавшая устав "С-Петербургского Общества Велосипедистов-Любителей". Устав был подан на утверждение Петербургскому Градоначальнику еще в 1880 году, но по разным причинам он несколько раз не был утвержден и возвращался на доработку. Устав Спб О.В.-Л. был утвержден лишь 5 декабря 1884 года.

Москвичи в этом отношении "обскакали" столицу - устав "Московского Общества Велосипедистов-Любителей" был утвержден 31 марта 1884 года. Организатором корпорации и автором устава был Юлий Иванович Блок - известный московский спортивный деятель. Председателем "новорожденного" общества был избран Петр Кузьмич Прянишников. К концу года московское Общество насчитывало уже 52 действительных члена.

Общества организовывали общественные поездки (иногда на довольно большие расстояния), клубные вечера, способствовали получению разрешений на езду по городу на велосипеде. Летом 1882 года семеро велосипедистов - членов еще не утвержденного Спб О.В.-Л. совершили поездку из Петербурга на водопад Иматра в Финляндии, длиной 270 верст, на высоких велосипедах типа "паук". В числе членов обществ были спортсмены, имеющие немалые достижения в различных видах спорта; вполне закономерно, что вопрос: "Кто же лучший велосипедный ездок?"- не давал им покоя, послужив толчком к организации первых велосипедных состязаний.

Первая в России велосипедная гонка была проведена 24 июля 1883 года в Москве на ипподроме Московского Общества охотников конского бега на Ходынском поле. Состязания проводились на одну дистанцию - 1,5 версты, но собрали рекордное количество зрителей - около 25000 человек.

Следующие состязания проводились в С-Петербурге на Царицыном лугу 23 и 30 сентября 1884 года и носили уже характер велосипедного праздника - они продолжались два дня, а гонки происходили на несколько дистанций и с разными условиями. Первый гоночный день собрал более 60000 зрителей - столько публики не собирали даже Высочайшие смотры войск!

19 мая 1888 года Министром Внутренних Дел был утвержден устав Московского клуба велосипедистов. Произошло рождение еще одной крупнейшей велосипедной корпорации благодаря 13 учредителям, ставших и первыми членами клуба. Председателем М.К.В. избран составитель устава - Николай Платонович Оболдуев. К концу года в клубе было 48 действительных членов. Членам клуба полагался серебряный значек с эмблемой М.К.В. "Гнездом" клуба на протяжении всего времени его существования была дача г-на Джанумова в Петровском парке. Правление М.К.В. располагалось в помещении Немецкого клуба на Софийке.

Региональные общества стали организаторами и координаторами велосипедной жизни в округе. Возглавляли корпорации, как правило, люди солидные, как по возрасту, так и по положению в обществе. К их мнению прислушивались представители власти, и их авторитет служил на пользу Русскому спорту. Общества проводили гонки, общественные поездки, брали на себя хлопоты по регистрации велосипедистов и получению ими номеров и права езды по городу; представляли интересы "двухколесной публики" в местных органах власти. При этом количество велосипедных обществ и клубов неуклонно росло.

Центром велосипедной жизни Урала стал Екатеринбург, где 8 августа 1886 года было основано Екатеринбургское Общество Велосипедистов - Любителей.

В Царстве Польском было организовано Варшавское Общество Велосипедистов, устав которого был утвержден 4 февраля 1887 года. Во главе его стоял граф Потоцкий.

В Прибалтийском крае 6 февраля того же года был утвержден устав 1-го Рижского Общества Велосипедистов - Любителей.

Велосипедной жизнью Юга России руководило Харьковское Общество Велосипедистов - Любителей, основанное 6 марта 1887 года.

На Черноморском побережье "правило бал" Одесское Общество Велосипедистов-Любителей, основанное 5 августа 1892 года. Председательствовал в нем городской голова Маразли.

Киевское Общество Велосипедистов - Любителей было основано 9 сентября 1891 года. Председателем его был избран граф Плятер. К.О.В.-Л. верховодило велосипедной жизнью на Украине.

Между тем, в столице появилась еще одна велосипедная корпорация - С-Петербургское Общество Велосипедной Езды. Устав его был утвержден Министром внутренних дел 27 мая 1893 года. Одним из учредителей и Августейшим председателем общества был Великий Князь Сергей Михайлович. Среди учредителей: ротмистр князь Н.Н. Гагарин, ротмистр князь Г.А. Бобринский, штаб-ротмистр граф А.Д. Шереметев, сотник граф А.Н. Грабе, мичман Г.Н. Глинка и другие... В эту корпорацию охотно устремились представители аристократии и высшего света. В середине 1890-х годов в этой среде велосипед был очень моден. Графы, князья, бароны участвовали в гонках, общественных поездках и клубных вечерах...

2 марта 1895 года в первопрестольной был утвержден устав Московского Кружка Велосипедной Езды. Кружок занял свое место среди влиятельных городских велосипедных корпораций.

Между велосипедными обществами в обеих столицах была некоторая конкуренция, но до скандалов и взаимных упреков дело не доходило; напротив, в организации крупных мероприятий корпорации зачастую оказывали друг другу поддержку и помощь. Конкуренция выражалась скорее в привлечении влиятельных лиц в члены корпораций, да в первенстве на гоночных дорожках.

У всех велосипедных обществ первопрестольной был свой печатный орган (из числа имеющихся веложурналов), в котором публиковались клубные новости, календарь мероприятий, условия вступления в корпорацию, и, наконец, ежегодные отчеты о деятельности общества. Так, московский журнал "Циклист" избрали своим рупором: Московский Клуб Велосипедистов, Клуб Лыжников (его члены летом ездили на велосипедах), Клуб Циклистов "Москва", Кружок Велосипедной Езды, Общество Велосипедистов "Россия", Кружок Циклистов "Мюр и Мерилиз", Общество Велосипедистов - Любителей и Общество Велосипедистов - Туристов; причем альянс двух последних крупных корпораций с редакцией "Циклиста" распался, вследствии конфликтов между правлениями обществ и вышеупомянутой редакцией. Этот факт заставил М.О.В.-Л. и М.О.В.-Т. издавать собственные журналы. ("Вестник М.О.В.-Л." выходил ежемесячно с 1897 по 1900 год, а "Русский Турист" с 1899 по 1901 год). Редакторами этих изданий были: председатель М.О.В.-Л. Петр Кузьмич Прянишников и П.А. Афонасьев. Столичные вело-корпорации публиковали свою информацию в обеих петербургских журналах ("Велосипед" и "Самокат"). Большинство обществ поставляли своим членам журнал, избранный официальным печатным органом корпорации, за счет членских взносов.

Практически все общества имели циклодромы, построенные на свои средства. Причем помимо обычных треков с земляными виражами, некоторые корпорации строили асфальтовые, и даже цементные треки, снабженные трибунами для зрителей и помещениями для гонщиков. Средства, затраченные на постройку и содержание циклодромов, с лихвой окупались во время гонок, популярность которых в 1890-х годах была у публики огромной.

Велосипедные состязания собирали толпы зрителей, особенно во время международных гонок. Общества ангажировали лучших иностранных гонщиков, не жалея на это денег. В разные годы в России побывали такие прославленные спортсмены, как чемпионы мира Вилли Аренд и Поль Бурильон, известные гонщики: Сингросси, Момо, Ланфранки, Эрос, Жаклен и другие... Но самую большую популярность имели все же выступления отечественных знаменитостей: Уточкина, Дьякова, Бутылкина, Докучаева и других. На гонки ходили как в театр - "на Уточкина"! Да и противоборство лучших иностранных гонщиков с отечественными чемпионами имело бешеный успех.

В июле 1892 года в Москве усилиями М.О.В.-Л. был проведен съезд велосипедистов России для решения вопроса об основании Всероссийского Союза Велосипедистов. Всего на собрании присутствовало 53 представителя региональных обществ. Был предложен и принят проект устава этой огранизации, выработаны основы взаимодействия представителей корпораций внутри союза. Но, видимо, по финансовым причинам, Союз так и не был создан. Идея Всероссийского Союза Велосипедистов, как призрак "гуляла" по страницам велосипедных изданий в течении всего последнего десятилетия девятнадцатого века, но воплотиться ей суждено было лишь в середине 1910-х годов; и воплощало ее уже совсем другое поколение...

К 1897 году в России число велосипедных корпораций достигло 91. В №№ 48-54 московского журнала "Циклист" за 1897 год был опубликован алфавитный список всех велосипедных обществ и клубов России (естественно, имеющих официальный статус). Судя по этому списку, в Петербурге насчитывалось шесть велообществ, в его окрестностях - еще три; в первопрестольной к тому времени было также шесть велосипедных корпораций. К 1900 году число обществ в обеих столицах возрасло.

Период активности велосипедного движения, и, в частности, велосипедных обществ, имевший место в 1890-х годах, сменился упадком, последовавшим в первые годы ХХ-го века. Деятельность вело-корпораций практически угасла, почти все общества в обеих столицах лишились своих циклодромов, содержать которые не позволяли ограниченные средства. Гонки уже не собирали такого количества публики, как прежде. Профессиональный велоспорт умирал... Это самым кардинальным образом повлияло на финансовое состояние вело-корпораций. Кассы их опустели, дефицит средств заставил отказаться от арендованных помещений и кое-какого имущества. Количество членов обществ год от года уменьшалось. Многие увлеклись новыми средствами передвижения - автомобилем и мотоциклом.

В первых годах ХХ-го века распались практически все велосипедные корпорации обеих столиц; некоторые просто тихо и незаметно почили, иные в соответствии со своими уставами официально прекратили свое существование. В провинции дело обстояло несколько лучше, но все равно -велосипедные корпорации находились в критическом состоянии.

Профессиональные вело-гонщики (кто выступал за деньги или находился на жаловании у вело-фирм) прекратили выступления или переквалифицировались в любители, так как велогонки потеряли былую популярность и их перестали финансировать. Эра профессионального велоспорта закончилась... На смену ей в 1909-1910 годах пришел спорт любительский. Трековые гонки почти не проводились, отчасти по причине отсутствия или недоступности треков в обеих столицах, но шоссейные гонки проводились все чаще и с увеличивающимся количеством участников. По тем же причинам велоспорт переместился из Москвы и Петербурга в ближнюю провинцию - Богородск, Тулу, Стрельну, Павловск, Рязань, Орехово-Зуево.

Некоторое время велосипедная жизнь в обеих столицах протекала в основном внутри спортивных корпораций, культивирующих все виды спорта, так как собственно велосипедных обществ не осталось. Но такое положение дел изменилось 20 мая 1911 года, когда Министром Внутренних Дел был утвержден устав Московского Кружка Конькобежцев и Велосипедистов - Любителей. Своим возникновением Кружок был обязан группе московских спортсменов-любителей: Н.В. Струнникову (2-х кратный чемпион мира по конькам), В.М. Васюкову, В.С. Зеленкову, П.Ф. Шиперко и С.М. Хольскому. За короткий срок М.К.К. и В.-Л. приобрел всеобщее уважение и влияние в спортивных кругах как Москвы, так и всей России. Члены Кружка П. Степанов-Калашников, Ф. Борисов, Н. Волочугин были сильнейшими гонщиками России. Правление М.К.К. и В.-Л. организовало и провело розыгрыши Всероссийских чемпионатов в 1912-14 годах, множество других значимых для отечественного велосипедного спорта состязаний.

В 1914 году правление М.К.К. и В.-Л. занималось созданием Московской Велосипедной Лиги по образцу уже существующей в Петербурге. В нее вошли велосипедисты - члены московских спортивных объединений. Но, из-за начала Мировой войны этот проект не был доведен до конца.

27 апреля 1914 года в Риге усилиями 2-го Рижского Общества Велосипедистов был организован съезд деятелей велосипедного спорта, с целью создания объединенного Всероссийского Велосипедного Союза. Москву на съезде представлял секретарь М.К.К. и В.-Л. - С.М. Толокнов (Хольский). В результате был принят устав Союза и председателем его был избран рижанин, председатель Балтийского Олимпийского комитета, врач по профессии, доктор Линдемут.

Мировая война прервала столь удачно начавшийся спортивный сезон. Многие спортсмены были мобилизованы или отправились добровольцами в армию. Розыгрыш Чемпионата России, который предполагали провести в Туле, не состоялся. Ряды спортсменов-велосипедистов редели; с фронта приходили печальные вести. Несмотря на это, М.К.К. и В.-Л. продолжал свою деятельность. В Москве были проведены несколько гонок. Некоторое количество состязаний организовали спортсмены Киева, Тулы, Петербурга, Омска, Ярославля, Рязани и других городов. Во многих городах Российской империи созданы местными велосипедными обществами летучие санитарно-велосипедные команды, помогавшие транспортировать прибывающих по железной дороге раненых в городские больницы. Спортивными обществами были организованы курсы по подготовке новобранцев. Из числа вело-спортсменов набирались инструктора для обучения солдат самокатных рот.

История: История московской фабрики велосипедов "Дукс" Ю.А. Меллера | История фабрики велосипедов "Россия" А. Лейтнера в Риге | Российская велосипедная пресса | Краткая иллюстрированная история велосипеда | Клубы | Наблюдения на полном ходу | Из жизни замечательных велосипедов

Главная | Новости | О музее | Коллекция | История | Фотоальбом | Жизнь вещей | Выставка | Продажа | Отчеты | Ссылки | Контакты | Форум
© Андрей Мятиев. Использование материалов только с разрешения автора
© webmaster Катерина Якушина